Начиная с 50-х годов, т.е. еще с эпохи ЭВМ первого поколения, программисты стали использовать графические схемы, изображающие алгоритмы, которые получили название блок-схем.

Блок-схема состоит из фигур (блоков), обозначающих отдельные действия исполнителя, и стрелок, соединяющих эти блоки и указывающих на последовательность их выполнения. Внутри каждого блока записывается выполняемое действие. Сама форма блока подсказывает характер операции, которую он обозначает. Для придания наглядности и единообразия схемам алгоритмов все графические элементы стандартизированы.

Посмотрите на рисунок 5.1, где показана блок-схема алгоритма рисования рамки. Она состоит из двух частей: блок-схемы основного алгоритма и блок-схемы вспомогательного алгоритма Линия.

Из этих схем видно назначение блоков различной формы.

Рис. 5.1. Блок-схема алгоритма «Рамка»

Команда цикла изображается не отдельным блоком, а целой структурой, показанной на рисунке 5.2. Такую структуру называют циклом с предусловием (так как условие предшествует телу цикла). Есть и другой вариант названия: цикл-пока (пока условие истинно, повторяется выполнение тела цикла).

При решении следующей задачи снова будем использовать метод последовательной детализации.

Рис. 5.2. Элементы блок-схем и структура «цикл»

Требуется расчертить экран горизонтальными линиями (рис. 5.3). Исходное состояние исполнителя: верхний левый угол, направление – на юг.

В программе для решения этой задачи используется та же процедура Линия. Другая процедура – Возврат – возвращает Кенгуренка к исходному положению для рисования следующей линии.

Рис. 5.3. «Разлиновка»

пока впереди не край, повторять

поворот

сделай Линия

сделай Возврат

прыжок

конец цикла

поворот

сделай Линия


процедура Возврат

поворот

поворот

пока впереди не край, повторять

прыжок

конец цикла

поворот

конец процедуры

Блок-схемы основного и вспомогательного алгоритмов:

Рис. 5.4. Блок схема алгоритма «Разлиновка»

1. Что такое цикл? Как записывается команда цикла?

2. Что такое условие цикла? Что такое тело цикла?

3. В каком случае происходит зацикливание алгоритма?

4. Что такое блок-схема?

5. Из каких блоков составляются блок-схемы (как они изображаются и что обозначают)?

6. Что обозначают стрелки на блок-схемах?

№ 12. Составить программу, переводящую Кенгуренка в угол поля из любого исходного состояния.

№ 13. Составить программу рисования прямоугольной рамки вдоль края поля, исходя из любого начального состояния исполнителя.

№ 14. Что нарисует Кенгуренок, выполнив алгоритм из исходных положений, показанных на рисунке?

пока впереди край, повторять

поворот

конец цикла

шаг

пока впереди край, повторять

поворот

конец цикла

шаг

Нарисуйте блок-схему этого алгоритма.

№ 15. Начальное состояние: Кенгуренок находится в нижнем правом углу и смотрит вверх. Где будет Кенгуренок после выполнения следующих программ?

1)

пока впереди не край, повторять

прыжок

конец цикла

поворот

пока впереди не край, повторять

прыжок

конец цикла

2)

пока впереди не край, повторять

прыжок

поворот

прыжок

поворот

поворот

поворот

конец цикла

Хостинг от uCoz